«Архитектура - застывшая музыка» 29.09.2015

Материалы открытого урока

Архитектура, как древнейший вид искусства и плод научной деятельности человека на протяжении тысячелетия находится в тесной взаимосвязи с развитием человеческого общества.

Она меняется в зависимости от смены политической, идеологической и эстетической ситуации в обществе, служа человеку и определяя во многом стиль его жизни.

Архитектурная композиция это эстетика, конструкция и функция. Для создания выразительных архитектурных сооружений мастера использовали разные средства композиции - пропорциональность, масштабность, тектонику. Одним из основных композиционных приемов в архитектуре является использование ритмического построения. Также, как и в музыке, ритм создает определенный порядок, гармонию, выразительность. Не зря великий немецкий поэт И.В.Гете назвал архитектуру «Застывшей музыкой».

На протяжении тысячелетий своего существования архитектура претерпела множество стилистических изменений. Смена стиля диктовалась потребностями общества, религиозными потребностями, новой эстетикой.

В наших работах мы покажем ритмическую составляющую в организации пространства небольших по масштабу декоративных мини-садов, выполненных в различных стилевых направлениях, выявим центр композиции, определим масштаб относительно человека, используем условную декоративную скульптуру.

Архитектура - это синтез всех видов изобразительного (а теперь еще и визуального) искусства и актуальных достижений науки своего времени.

Работа архитектора очень схожа с творчеством композитора. Композиторы во все времена писали музыку для традиционных инструментов и широко использовали новые изобретения для обогащения палитры звуков.

Инструменты архитектора - это элементы и конструкции здания, а также скульптура, живопись, графика, которые умело вплетаются в организм здания.

Особенно интересно архитектура «сотрудничает» со скульптурой.

Проследим эту связь на примере различных стилистических направлений.

В Древнем Египте архитектура, служившая прославлению власти фараона и пантеона богов, была величественно и лаконичной. Скульптура тоже имеет сдержанные формы, иногда гигантский размер, являясь частью архитектурного ансамбля.

Архитектура Древней Греции гармонична и прекрасна. Она гуманистична, соответствует масштабу человека. Греческая скульптура - неотъемлемая часть сооружений, также пропорциональна, как и храм. Она не подавляет человека, она как бы задает ему эталон красоты внешней и внутренней.

Архитектура и скульптура Древнего Рима - это символ власти и могущества сильного государства.

Не зря тоталитарные режимы ХХ века брали за образец римское искусства. Чередование арок, колонн, четкий ритм - во всем жесткий порядок. Скульптура Рима торжественна и монументальна, но, в тоже время, и реалистична. Она прославляет не идеал, а конкретного героя, личность.

Архитектура средней западной Европы поражает своими пропорциями. Гениальные конструкции, огромные размеры, прекрасное ритмическое построение и обилие деталей - это готический собор - целый мир, построенный человеком во славу Божию.

Готическая скульптура имеете вытянутые пропорции, так как она является частью и деталью архитектурного сооружения.

Эпоха возрождения взяла за основу эстетику греко-римского искусства, но вложила в него другое содержание - христианство и гуманизм. красота человека, его глубокий внутренний мир, гармония во всем отражены в искусстве Ренессанса.

Скульптура в эпоху Возрождения частично «покинула» фасады зданий и стала более самостоятельным композиционным элементом интерьеров городских и садово-парковых ансамблей. Связь архитектуры и скульптуры не прервалась, ведь многие мастера Возрождения были одновременно и архитекторами и скульпторами и художниками. Это Филиппо Брунеллески, Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонаротти, Рафаэль Санти и другие.

Эпоха Барокко - это сложные и изысканные формы, динамика, обилие декора, театральность и возвышенности одновременно. Казалось бы ритм не главное для барочных зданий. Но это только иллюзия. Все членения фасадов и схемы планов имеют четкий , но очень обогащенный деталями ритмических рисунок. Скульптура Барокко чрезвычайно динамична, она украшает фасады зданий, наполняет интерьеры, выходит на площади и является важнейшим композиционным акцентом ландшафтной архитектуры.

Новые идеалы, начала ХIХ в. Породили новый стиль, строгий классический с обращением к античной традиции. Безупречные пропорции, ритмических рисунок фасадов, строгость и одновременно лиричность - архитектура ХIХ в. - это отражение общеевропейской философии, литературы. Недаром архитектура, городской пейзаж становится действующим лицом европейского (особенно русского) романа.

Скульптура, являясь украшением интерьеров, приобретает лирические, камерные черты, и, в то же время организует в городах ансамбли площадей, воспевая новых героев. В парках скульптура старается как бы слиться с ландшафтной архитектурой, с природой.

Конец ХIХ века очень важен в истории рождения архитектурных стилей. Активная индустриализация, появление новых конструкций и строительных материалов, новые прогрессивные тенденции, рост городов - все это нашло отражение в архитектурном творчестве.

В конце ХIХ века профессия архитектора разделилась на собственно архитектурную и инженерную специальность, так как новые конструкции и технологии требовали более фундаментальных зданий точных наук - математики, физики.

Архитектурные формы и конструкции сами становятся скульптурой. Построенная в 1889г. инженером Жаном Эйфелем для Всемирной выставки в Париже башня из достижений современной инженерной мысли превратилась в архитектурный символ Парижа.

ХХ век как никакой другой сконцентрировал в себе многообразие стилей.

Модерн начала века. Пластичные решения фасадов и интерьеров, архитектура вновь становится скульптурой, то камерной, как в особняках московского модерна, тот гигантской, как в первых небоскребах Нью-Йорка.

Конструктивизм, родившейся в Московском ВХУТЕМАСе и получивший свое развитие в немецком Баухаузе, стал основной современной архитектурой.

Чистые лаконичные формы, четкий ритм, красота конструкции, свободная планировка - это новая архитектура для нового человека.

Скульптура повторяет здесь архитектурные формы, дополняют идею автора или создают вокруг себя самостоятельный ансамбль.

Мы все знаем так называемую «сталинскую» архитектуру Москвы. Это отдельная страница в развитии архитектуры ХХ в. Она создавалась выдающимися мастерами своего дела, знатоками классического искусства и была во многом отражением стремления построить идеальное общество. Крупный масштаб, обилие декора, скульптура на фасадах, подчеркнутый оптимизм и патетика - основные четы ансамблей того времени.

Пережив увлечение чистыми и лаконичными формами модернистов и фантастическими концепциями постмодернистов конца XX века, архитекторы начала XXI века получили уникальную возможность работать в том стиле, в котором хочет автор. Впервые за долгое время смены стилей в искусстве не отрицается возможность использования всех стилистических направлений.

Эта тенденция прослеживается и архитектуре и в музыке и в моде. Стили применяются не в оригинальном виде, а в виде стилизации того или другого направления, что позволяет художнику не просто повторять наброски прошлого, но и создавать свое собственное произведение. Проявился стиль, характерный не для эпохи, а для конкретного мастера.

В этих условиях обоснованно изучать и ценить великое наследие мирового искусства, которое является для нас лучшей школой и неисчерпаемым источником вдохновения, позволяющим каждому думающему и грамотному творцу максимально развить свою индивидуальность.