Началось все со старой мезенской прялки, купленной 10 лет назад на Измайловском вернисаже. На лопасти этой потемневшей от времени «корневухи» мастером легко, одним росчерком пера была выведена надпись «1894 год». Прялка верой и правдой служила учителю рисования на уроках в 5 классе, дополняя материал прекрасного и мудрого учебника Н.А.Горяевой и О.В Островской, на уроках МХК знакомила учеников старших классов с представлением наших предков о трехчастном строении мира по вертикали. Ее роспись с многочисленными спиралями, черточками, завитками, ромбиками, так умело передающими «стремительное движение» коней, оленей, птиц, помогала понять особый язык декоративно-прикладного искусства. Одна беда – хранить ее было негде. На стену не повесишь, на шкаф не поставишь. Нашлось место за пианино, но оно было недостойно этого произведения безымянного народного мастера.
Два года назад у старой прялки появились друзья. Учитель черчения и композиции в профильных архитектурных классах архитектор Ольга Олеговна Фролова принесла замечательные поливные гончарные изделия. Формы горшка для квашни, крынки и мисок были совершенны и полностью соответствовали формуле народного искусства «ПОЛЬЗА И КРАСОТА».
Тогда-то и зародилась мысль создания какого-нибудь пространства, где эти предметы будут объединены и выставлены. Осуществить задуманное удалось только в этом году, благодаря энергии завуча по воспитательной работе Красовской Натальи Юрьевны.
Под «музейное пространство» выделили холл на 5 этаже рядом с библиотекой и кабинетом музыки и изобразительного искусства. Купили шкаф-витрину, с закрывающимися на ключ дверцами. Заказали баннер с географической картой Центральной России и с образцами народных костюмов разных регионов.
Для школьного музея учительница математики Тулякова Татьяна Владимировна принесла солонку, сплетенную из корня сосны ее прадедом в городе Юрьеве, корыто для рубки капусты, а также замечательные образцы вышивки гладью и лоскутного шитья. Родственники завуча Натальи Юрьевны Красовской любезно предоставили музею самовар конца 19 века, изготовленный в Туле товариществом Баташовых. История семьи Баташовых – это отдельная большая тема. В первой трети 19 века на заводах Баташова отлили статую Аполлона , сдерживающего четверку лошадей, которая и поныне украшает фронтон Большого театра.
Собрание музея пополнили берестяные погремушки-шаркунки, поморская щепная птица, походная берестяная солонка, деревянная посуда с хохломской росписью, полотенце с украшенными вышивкой и кружевами концами, жостовский поднос.
Помимо мезенской прялки, сделанной из цельного куска дерева, в экспозиции появилась и составная прялка с гребнем и съемным донцем.
Какой же музей народного искусства без народной игрушки? И в нашей коллекции она есть. Это и конь из Абашево, а также дама, всадник и птица из села Романово Липецкой области, филимоновская и дымковская игрушки. Представлены в экспозиции семеновская и сергиево-посадская матрешки. К сожалению, нет у нас матрешки из Полхов-Майдана. Искали ее на Измайловском вернисаже, но современные Полхов-Майданские мастера в угоду покупателям делают матрешку –блондинку с «мультипликационным» личиком, так непохожим на немного сердитое лицо традиционной матрешки со спиральками черных волос.
Мы гордимся тем, что у нас выставлены не образцы сувенирной продукции, а подлинные произведения мастеров прошлого и современных мастеров, уважающих традиции предшественников.
Составляя этикетки, мы отмечали не только из чего и где сделан тот или иной экспонат, но и из частного собрания какого учителя он представлен. Нам казалось важным, что если дети узнают, что в семьях учителей эти предметы бережно хранились, значит они (будь то корыто для рубки капусты или глиняный горшок) достойны внимания и уважения.
Еще одной важной задачей было оформление музейного пространства. Напротив витрины на двух стендах были размещены детские работы, выполненные в рамках программы по изобразительному искусству в 5-ом и младших классах, а также работы детей, выполненные на уроках технологии несколько лет назад. Для оформления холла, для связи музейной экспозиции, стендов и баннера были привлечены ученики 9-х предпрофильных архитектурных классов. Они повесили на стены половики, ленты-полоски из набивных тканей. Получилось сдержанно, но по-хорошему стильно. Это была их первая работа по оформлению интерьера, и они с энтузиазмом выполняли ее.
Первые посетители музея с интересом рассматривали экспонаты и радовались тому, что и у них в доме есть похожие предметы или игрушки. Мы надеемся, что наша экспозиция будет расширяться, так как и дети, и учителя обещали принести для нашего музея изделия народных мастеров из своих домашних коллекций.
Уже были проведены экскурсии для 2-го и 10-го классов в нашем маленьком музее. В дальнейшем будем организовывать уроки в музейном пространстве, а также планируем очередной День художника, который проводится у нас каждый год, посвятить теме «Традиции народного искусства в русской живописи и книжной графике».
И всегда ждем гостей из других школ!
Казмина Ольга Юрьевна
Учитель изобразительного искусства
ГБОУ СОШ 2054